Михаил Шахов: «Социальный патронат должен быть под контролем общества»
Многие из нас слышали о ювенальной юстиции. В памяти сразу предстают картинки, транслируемые по телевидению и в социальных сетях о том, как изымают детей из семей в ряде западных стран. Правда, чаще всего это русские семьи, проживающие на Западе, или же приемные семьи, в которых русские дети, взятые на воспитание еще до появления закона Димы Яковлева. Иногда это происходит из-за какой-то незначительной причины. Например, ребенок в школе пожаловался другу на то, что отец шлепнул его за курение сигареты. В наших российских семьях большинство родителей скажет: «Правильно сделал!». Кому из нас не перепадало в детстве от родителей за какие-либо шалости! Но ведь в наших семьях это совершенно не значит, что ребенка не любят.
Однако с принятием закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с января 2015 года, подобные действия могут подпасть под статью данного закона. Обычный шлепок ребенка по мягкому месту может считаться нарушением его прав. Закон в форме социального обслуживания практически вводит в практику ювенальные нормы и принципы. В нем прямо говорится о том, что над любой семьей, нуждающейся в помощи государства, должно быть установлено социальное сопровождение. Такой принудительный порядок чиновничьего контроля над каждой семьей называется социальным патронатом.
Что меня беспокоит в данном законе? Прежде всего, то, что он во многом «списан» с подобных европейских законов, касающихся ювенальной юстиции.
Автором системы социального сопровождения семей у нас в России является человек, сторонник западной ювенальной системы. Руководитель организации «Право ребенка», член Московской Хельсинской группы Борис Альтшулер еще в 2010 году открыто предложил ввести в России элементы западной ювенальной системы, выражающиеся в установлении государственного контроля над любой семьей с возможностью внесудебного изъятия детей и передачи их на патронатное воспитание в так называемые «фостерные» (профессиональные) семьи.
С одной стороны, наше государство, приняв систему западных ценностей, озабочено тем, чтобы права ребенка не нарушались, и это правильно. Особенно, когда мы наблюдаем систематическое жестокое обращение с ребенком, постоянное избиение за малейшую провинность, отсутствие элементарной заботы и аморальное поведение родителей. И в таком случае, ребенка действительно надо забирать от таких горе-папаш и мамаш.
Но, с другой стороны, большую тревогу вызывает то, что семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с данным законом, приравнивается к семье, находящейся в социально-опасном положении. И, следовательно, к ней могут быть применены принудительные меры, установленные действующим законодательством для таких семей (лишение или ограничение родительских прав). Узаконивается система вмешательства государства в частную жизнь любых семей. Это позволит отбирать детей у родителей по усмотрению чиновников, только лишь на основании бедности.
К тому же отсутствуют какие-либо законодательные критерии неблагополучия, что создает неограниченные возможности для не всегда правомерных действий административных структур. Но закон уже принят и действует второй год. Поэтому его реализацию мы должны обязательно контролировать и очень внимательно относится к социальному патронату, к действиям ювенальной юстиции. Поэтому, я думаю, нам просто необходимо в рамках проекта партии «России важен каждый ребенок» разработать меры общественно-партийного контроля действий так называемой "Ювенальной юстиции" и того, как реализуется на деле социальный патронат.