Карта сайта
16 августа 2019, 09:54

В Пензе обсудили антибюрократические учительские инициативы

15 августа в Институте регионального развития в Пензе состоялся «круглый стол» на тему«Дебюрократизация труда учителей». Цель встречи — выяснить, что мешает педагогам выполнять свои непосредственные обязанности.

Накануне было проведено исследование, в котором приняли участие более 1000 пензенских педагогов.

Уже три года на базе института проблемой занимаются сотрудники центра мониторинга и анализа образования. Они видят спасение в переводе всей отчетности в электронную школьную систему, в которой можно будет решать все вопросы, возникающие у различных ведомств по отношении к образовательному учреждению.

«На данный момент в ходе нашего проекта мы не спрашиваем со школ примерно 18% информации. Берем данные, которые есть в региональной системе, которые уже созданы в электронной системе в части мониторинга и пользуемся ими. То есть собираем какой-то свод и отправляем в ту организацию, которая запрашивает со школы данные», - рассказала старший методист центра мониторинга и анализа образования Института регионального развития Пензенской области Ольга Гальцова.

На различные отчеты и бесполезную бумажную работу педагог тратит, в среднем, до 16 часов в неделю. Учителя назвали более 50 видов занятий, не связанных непосредственно с образовательным процессом. Среди них — отправка видеотчетов по различным мероприятиям, проведение домовых обходов, предоставление информации о прививках учеников, обновление инструкций по охране труда, инвентаризация школьной мебели и т. д.

Педагоги признавались, что повышенная нагрузка волнует их даже больше, чем размер заработной платы. 

Одна из жалоб учителей — необходимость дублировать электронный и обычный журналы. К тому же при заполнении граф в интернете программа часто зависает и работу приходится делать дома. 

По словам регионального координатора проекта партии «Единая Россия» «Новая школа», министра образования региона Александра Воронкова, многие проблемы будут решены в процессе информатизации школ. В 2020 году 101 школа в Пензенской области будет оснащена современным оборудованием и получит доступ к быстрому интернету. Еще 50 школ включатся в этот процесс в 2021 году. На каждую будет выделено около 2 млн. рублей.

Тогда процесс заполнения электронных документов ускорится, сбои программы удастся  минимизировать и можно будет полностью оказаться от «бумажной версии», как это, например, три года назад сделали в лицее №21 в Кузнецке.  

По словам заместителя директора кузнецкого лицея Оксаны Горнеевой, в ее учреждении педагоги заносят календарно-тематический план и оценки в электронный табель. Это снизило нагрузку на педагогов, а также сделало выведение отметки за четверть прозрачной. «Каждый участник образовательных отношений знает, что отметка за четверть или за год выставляется как среднее арифметическое. Все уже прозрачно. Формулировка «оценка выставляется на усмотрение учителя», уже ни никоим образом не действует», - сказала она.

Заместитель председателя регионального правительства Олег Ягов, принимавший участие в «круглом столе», многие претензии учителей взял на карандаш, чтобы разобраться, от какой нагрузки педагогов можно освободить без ущерба для учебного процесса. 

«Первое - большое количество запросов и отчетов из различных инстанций. Второе - дублирование бумажных и электронных форм документов. Третье - желание учителей иметь четко установленный перечень документации, чтобы были разграниченные обязанности. Педагога ни в коем случае не нельзя нагружать дополнительными полномочиями», - сказал он.

Дело доходит до того, что от школ различные ведомства просят прислать фотоотчет, например, по сосулькам на крыше или празднованию Дня белохвостого орлана.  Эти запросы совершенно не нужны учебным заведениям и только отнимают время, которое педагог должен использовать на общение с учениками.

По мнению собравшихся, существующие проблемы не решить за одну встречу, поэтому этот круглый стол не последний. Пензенские учителя вновь соберутся через два месяца, чтобы продолжить обсуждение вопроса.

Ссылка для блогов