Карта сайта
28 сентября 2018, 08:26

Валерий Лидин: Межбюджетные отношения — это тема, которая волнует все без исключения регионы России

Основным направлением совершенствования законодательства должно стать дальнейшее укрепление доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Об этом заявил председатель Законодательного Собрания Пензенской области Валерий Лидин, который выступил с докладом на заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа в Ижевске 27 сентября 2018 года.

Координатор Ассоциации познакомил коллег с актуальными вопросами совершенствования бюджетного законодательства регионов, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, регламентирующего формирование межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровне. Он подчеркнул, что межбюджетные отношения — это тема, которая волнует все без исключения регионы России, независимо от их финансового положения и обеспеченности. В свете новых задач, поставленных перед регионами Президентом России в мае 2018 года, эти вопросы приобретают особую значимость.

Валерий Лидин отметил, что основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в контексте Указа Президента Российской Федерации по приоритетному финансированию национальных проектов в июне текущего года были рассмотрены на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Рассматриваемый документ важен, прежде всего, для регионов, которые должны обеспечивать выполнение возлагаемых на них полномочий, что подчас требует очень серьезного финансового обеспечения.

«Несмотря на масштабную работу по совершенствованию федерального и регионального законодательства, до сих пор не удалось достичь сбалансированности распределения компетенций между органами власти федерального, субъектового и муниципального уровней», - прокомментировал Валерий Лидин.

Кроме того, многочисленные корректировки нормативных актов и передача полномочий с одного уровня власти на другой при отсутствии решений по финансовому обеспечению реализации этих полномочий не позволяют ни оценить эффективность их выполнения на конкретном уровне власти, ни закрепить ответственность за ненадлежащее выполнение.

По предварительной оценке Правительства Российской Федерации, с 2005 года федеральный центр возложил на регионы более 630 полномочий, из них только 117 – с соблюдением процедуры, установленной федеральным законодательством.

Много решений, которые влияют непосредственно на бюджеты субъектов, принимается на уровне федеральных министерств и ведомств. По таким направлениям, как образование, объем регулируемых на федеральном уровне расходных обязательств составляет около 80 процентов расходов региональных бюджетов, а в здравоохранении – почти 100 процентов.

Существует и практика передачи расходных обязательств с муниципального уровня на региональный. При этом в связи с большим объемом расходных обязательств, на федеральном уровне были дополнительно приняты меры, направленные на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов путем перераспределения доходных источников между бюджетами региона и муниципалитетов.

Несмотря на активную передачу полномочий, после принятия федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно увеличилось количество вопросов местного значения. При этом местным бюджетам не производились не только компенсация возросших расходов на их решение, но и расчет «стоимости» исполнения новых обязательств.

По словам Валерия Лидина, ситуация требует детального анализа, в том числе инвентаризации документально закрепленных и фактически осуществляемых полномочий, а также их финансовой обеспеченности.

«Субъекты Российской Федерации оказались неспособны надлежащим образом финансировать реализацию возложенных на них полномочий за счет собственных бюджетов, как следствие дефицитность бюджетов и значительная долговая нагрузка регионов. При разграничении полномочий главной проблемой стала именно недостаточная финансовая обеспеченность их реализации», - добавил Валерий Лидин.

В Приволжском Федеральном округе получателями дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности являются 12 из 14 регионов ПФО, за исключением Республики Татарстан и Самарской области. Чувствительной темой стало ужесточение требований федерального центра при выделении дотаций, которые законодательно определены как нецелевая финансовая помощь. Она выделяется для сглаживания диспропорции положения регионов, однако с 2017 года для ее получения требуется ежегодное соглашение с Министерством финансов Российской Федерации, которое предусматривает условия, невыполнение которых влечет сокращение дотации на 5 процентов в следующем году.

Среди вопросов, которые беспокоят регионы, спикер Законодательного Собрания Пензенской области отметил недостаток объема субвенций, большие траты региональных бюджетов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и на лекарственное обеспечение лиц, страдающих орфанными заболеваниями, также многие регионы беспокоит отмена налога на движимое имущество с 2019 года и целевое назначение использования штрафов за нарушение правил дорожного движения. Эти изменения, безусловно, имеют и позитивную сторону, но они предусматривают, что регионы должны изыскать недостающие суммы на исполнение обязательств перед населением самостоятельно.

Выступая с содокладом, Председатель Государственного Совета Чувашской Республики Валерий Филимонов высказал ряд предложений по совершенствованию межбюджетных процессов на уровне «регион – органы местного самоуправления». В частности, есть необходимость рассмотреть возможность предоставления финансовому органу субъекта право заключения соглашений со всеми муниципальными образованиями, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности или доходы по заменяющим дотации дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ по аналогии с соглашениями, заключаемыми регионами с Минфином России.

Валерий Филимонов также предложил законодательно закрепить возможность установления субъектом для муниципальных образований мер ответственности за нарушение условий соглашений.

По итогам обсуждения законодатели субъектов приняли решение о том, чтобы рекомендовать Государственной Думе ускорить принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в части переноса срока уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц с 1 декабря на 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Кроме того, федеральному правительству рекомендовано рассмотреть вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих исключительное право законодательных органов государственной власти субъектов на установление льгот по региональным налогам и представительных органов муниципальных образований на установление льгот по местным налогам.

По мнению членов Ассоциации, есть необходимость передать в полном объеме на федеральный уровень полномочий, связанных с закупкой лекарственных препаратов для лечения лиц, страдающих хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями и полномочий по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Органам государственной власти субъектов и муниципальным образованиям регионов ПФО рекомендовано взвешенно подходить к принимаемым и действующим расходным обязательствам, учитывать все риски, сосредоточившись на приоритетах, обозначенных Президентом Российской Федерации, а также продолжить работу над повышением качества исполнительской и финансовой дисциплины, и обеспечить должный контроль за расходованием средств межбюджетных трансфертов.

 

Ссылка для блогов