Карта сайта
16 марта 2016, 10:05

Пензенский педагог Т. Лазарева — о современных детях, непростых программах и любви

В регионе началась запись детей в первые классы, но некоторые родители так и не определились с тем, что лучше: выбирать школу, педагога или учебную программу.

Об альтернативе, уровне современного образования и многом другом мы поговорили с учителем начальных классов Пензенского лицея №2 Татьяной Александровной Лазаревой.

Лучшее — враг хорошего?

— Татьяна Александровна, раньше детей отдавали в ближайшую к дому школу. Сейчас родители стремятся выбрать для своего чада лучшее. С позиции педагога и родителя, посоветуйте, что правильнее: выбирать школу или учителя?
— До определенного момента считала, что нужно искать сильного педагога. Именно так и сделала для обеих дочерей, но ошиблась. Это сейчас я понимаю: мы оцениваем ситуацию с позиции взрослого, а право выбора должно быть у ребенка. Можно найти самую лучшую школу, но если учитель не найдет подхода к конкретному первокласснику, то несложившиеся отношения осложнят процесс обучения. Лучше всего отдать ребенка в школу раннего развития при учебном заведении и дать возможность самому определиться. Его ведь сложно обмануть — он все чувствует.

— Раньше у всех школ была одна учебная программа, сейчас в каждой — своя. В том числе выбирают и ее, а потом родители путаются, хватаются за головы. На ваш взгляд, нужно ли такое обилие программ?
— Мы опять рассуждаем с позиции родителей. Для кого эти программы кажутся сложными? Для мам, пап, бабушек и дедушек, которые учились совсем по другим учебникам. Дети не знают, что бывает как-то иначе. Я 20 лет работаю по программе Эльконина-Давыдова. Ее прин­ципы и основы, средства и приемы сформировали мои педагогические взгляды.

Да, сейчас учителям предлагается самостоятельно выбирать программу. Но это невозможно, пока не поймешь, как все устроено, пока не поработаешь по ней от первого до четвертого класса. В руках одного учителя программа может «заиграть» во всех красках и дать отличные плоды, а у другого – быть скучной и формальной.

— Получается, что важнее все-таки учитель, а не учебник?
— Да, так и есть. Ведь даже в едином образовательном пространстве каждый педагог имеет свой подход к работе, свой «почерк». А в младшем звене школы личность педагога особенно важна, ведь в это время формируются основы.

«Обнимашки» и «помогайки»

— Как вы думаете, стоит ли нагружать детей по максимуму, стараясь раскрыть весь их потенциал, или же надо дать им расслабиться?
— В наш век темп жизни, конечно, ускорился. Поэтому главное, чтобы оставалось время на общение с ребенком, совместное времяпрепровождение, проявление любви. В любые времена к ребенку и его интересам надо относиться с уважением. Он – маленький человек.

Но если с него только пылинки сдувать, можно получить ленивого, неблагодарного потребителя. Если только ругать и нагружать — школьник может просто закрыться. Уроки начнут его раздражать, пропадет желание к чему-то стремиться. Родительская любовь — она разная, и кто-то получает необходимую порцию заботы, поддержки и любви дома, а кто-то нет. Поэтому в классе я стараюсь компенсировать недостающее.

— Каким образом? Есть свои традиции и хитрости? Поделитесь!
— Приведу пример. Часто детям, особенно маленьким, не хватает внимания взрослых, занятых на работе. И если я вижу, что ребенку сейчас нужна минутка душевного тепла, то мы устраиваем «обнимашки». Так «заземляется» негатив и ребенок заряжается позитивом, почувствовав свою значимость и для меня как учителя, и для всего коллектива. Ведь не сложно сказать доброе слово, поправить растрепавшийся хвостик и просто взять за руку.

Еще у нас есть «помогайки» – «волшебные» конфеты, которые лежат в вазочке. Если у кого-то плохое настроение, можно съесть конфетку – и настроение обязательно улучшится. Для нас, взрослых, — это мелочь и игра, а насколько это важно для детей, понимает только тот, кто с ними работает.

Еще в начале года мы с ребятами определяем правила, по которым планируем жить. Соответствующим образом оформляем класс. Это не только создает уют и комфорт, но и регулирует поведение, помогает социализироваться. Без традиций вообще очень сложно. Поэтому в первом классе мы скрупулезно исследуем семейные истории.

Зря ругают

— Школьное образование, полученное в Советском Союзе, всегда высоко ценилось. В последнее время многие сравнивают советскую и современную школы. Причем последнюю не всегда хвалят…
— В мировых независимых рейтингах СССР и РФ всегда занимали достойное место. А вот в период последнего пятилетия в рейтинге по образованию лидирует… Сингапур. Почему так получилось, мы даже на уроке с ребятами обсуждали. А дело вот в чем: изучив системы образования наиболее развитых стран, власти Сингапура решили, что для их менталитета и традиций идеально подходит российская. Ее основные составляющие были внедрены. Делайте выводы! Кстати, 3-е и 4-е места в рейтинге занимают Япония и Китай, это заставляет обратить внимание на их традиции и истоки.

— Но педагоги сетуют, что современные школьники, особенно малыши, не очень-то любят читать. А это залог разносторонне развитой и образованной личности. Как быть? Заставлять?
— Единого рецепта здесь нет. Нужен пример — читающие взрослые. Иногда срабатывают дипломатические ходы родителей в виде игры «а давай два предложения я, два — ты...». Взрослые должны помогать прививать любовь к книгам, а не отправлять ребенка одного на несколько часов с «талмудом» в комнату. Знаю случаи, когда чтением детей наказывали за провинность. Этого делать ни в коем случае нельзя.

— В последние годы выпускники педагогических вузов неохотно идут в профессию. Особенно молодые парни. Что бы вы посоветовали тем, кто все-таки выбрал работу учителя?
— Самое главное — любить дело, которым ты занимаешься. И если понимаешь, что любви нет — надо сразу уходить. Хорошо, если есть наставник, у которого вчерашний выпускник будет перенимать опыт. Иногда необходима поддержка близкого человека. Например, мы с супругом познакомились в пионерском лагере, где я проходила практику. Он тоже был учителем. И его помощь тогда была просто колоссальной. Супруг даже ходил на мои уроки, потом давал советы, как лучше себя вести в той или иной ситуации, как искать подход к тому или иному ребенку.

Еще считаю, что педагог должен уметь остановиться, чтобы понять, куда идти дальше. Быть креативным, ответственным и выкладываться на все 100 процентов. С детьми по-другому нельзя.

СПРАВКА:

Татьяна Александровна Лазарева

Учитель начальных классов. Педагогический стаж — 23 года.

Стать учителем мечтала со школьной скамьи, о том, что посвятила жизнь детям и школе, не пожалела ни разу.

В 1996 году заняла 2-е место на городском и 3-е на областном конкурсах «Учитель года». Ее имя внесено в сборник «Ими гордится Россия».

Награждена грамотой Министерства образования РФ.

 

Ссылка для блогов