Карта сайта
3 апреля 2014, 14:45

Право на досрочное голосование могут вернуть всем гражданам РФ

Российским избирателям может быть возвращено право на досрочное голосование на выборах всех уровней.

КС РФ рассмотрел 27 марта дело о проверке конституционности п. 1 ст. 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Закон) по запросу Законодательного Собрания Владимирской области. По мнению заявителей, закрепленный в нем ограниченный перечень случаев досрочного голосования лишает значительную часть граждан возможности реализовать активное избирательное право.


Напомним, в настоящее время досрочное голосование может быть разрешено для:

  • всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования);
  • групп избирателей, участников референдума, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования);
  • всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории РФ, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами России при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования).

Заявители считают: поскольку Закон не предусматривает какого-либо пути реализации этого права для тех, кто не сможет прибыть на избирательный участок по уважительным причинам, например будет находиться в командировке или больнице, а единый день голосования (второе воскресенье сентября) приходится на период отпусков и активной сезонной миграции, он ущемляет конституционные права значительной группы избирателей.

Отметим, что действующая формулировка обжалуемого положения Закона была закреплена в нем на основании Федерального закона от 31 мая 2010 г. № 112-ФЗ. До этого момента избирателям и участникам референдума при проведении референдума субъекта РФ, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума предоставлялась возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (не ранее чем за 15 и не позднее чем за 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Для реализации этой возможности необходимыми были два условия: законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избиратель или участник референдума будет отсутствовать в день голосования по месту жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке или участке референдума, на котором он включен в список избирателей, по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья).

Представитель заявителей Сергей Контарчук сообщил, что одним из поводов для направления запроса в КС РФ стал тот факт, что около 35 тыс. жителей Владимирской области работают на постоянной основе в Москве и Московской области, в связи с чем не всегда могут явиться на свой избирательный участок для голосования. В связи с этим он настаивает на том, что всем избирателям должно быть предоставлено равное право на досрочное голосование на выборах всех уровней: федеральном, региональном и муниципальном, причем без выяснения причин невозможности голосования в день, на который назначены выборы.

Полномочный представитель Госдумы в КС РФ Дмитрий Вяткин подчеркнул, что нужно различать такие понятия, как ограничение права и дополнительные гарантии реализации права. Оспариваемая формулировка нормы п. 1 ст. 65 Закона не является неконституционной, поскольку никаких ограничений она не устанавливает, а только лишь предусматривает дополнительные гарантии для определенной категории граждан. В то же время, он поддерживает идею о том, что объем дополнительных гарантий должен быть одинаковым на выборах различного уровня и в части досрочного голосования, и при использовании открепительных удостоверений. В настоящее время на выборах федерального уровня по открепительному удостоверению можно проголосовать в любом регионе страны на любом избирательном участке, а на региональных или муниципальных выборах территория применения такой дополнительной гарантии, как открепительное удостоверение, сужается.

По инфолрмации ИА «Гарант«

 


 

 

Ссылка для блогов