• penza.er.ru
  • Новости
  • Участники "круглого стола" сформировали обобщенный список предложений
2 августа 2013, 16:11

Участники «круглого стола» сформировали обобщенный список предложений

Рабочая группа, созданная по поручению председателя Законодательного Собрания Ивана Белозерцева, по итогам обсуждения за «круглым столом» Стратегии развития пенсионной системы РФ и двух проектов федеральных законов о пенсиях, доработала и представила рекомендации в пятницу, 2 августа.

Напомним, что в среду, 31 июля в целях организации широкого общественного обсуждения на региональном уровне грядущих преобразований пенсионной системы РФ по инициативе депутатов Законодательного Собрания на площадке регионального парламента было проведено заседание «круглого стола»: «Актуальные вопросы пенсионной реформы в Российской Федерации: основные принципы и положения».

В обсуждении приняли участие депутаты Законодательного Собрания Пензенской области, представители Пенсионного фонда России, политических партий и общественных и профсоюзных организаций.

При рассмотрении проекта реформирования пенсионной системы участники «круглого стола» отметили следующее.

В настоящее время размер трудовой пенсии по старости зависит от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. Длительность трудового стажа практически не влияет на размер пенсии. В результате получается, что пенсионные права, которые формируются у работающих граждан, неадекватны обязательствам по выплате им пенсий.

Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.

Таким образом, действующая система назначения и выплаты трудовых пенсий по старости нуждается в серьезных преобразованиях.
Основные принципы и задачи предлагаемых изменений определены в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 2524-р. К ним отнесены:

•    гарантия приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан;
•    создание необходимых условий для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;
•    сохранение приемлемого уровня страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;
•    обеспечение минимальных гарантий пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
•    обеспечение адекватности пенсионных прав заработной плате;
•    повышение роли стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

Участники «круглого стола» отметили следующие положительные тенденции предлагаемых преобразований:
•    важная роль трудового стажа при назначении пенсии;
•    учет в страховом стаже нестраховых периодов: срочная служба в армии, уход за ребенком до достижения 1,5 лет на каждого ребенка;
•    увеличение минимального стажа, необходимого для назначения пенсии, до 15 лет;
•    стимулирование граждан, которые имеют большой стаж работы (дополнительные коэффициенты за каждый год трудового стажа от 30 до 40 лет для женщин и от 35 до 45 лет для мужчин), и стимулирование позднего выхода на пенсию.
Вместе с тем озабоченность у участников «круглого стола» вызвала низкая информированность граждан о действующих условиях назначения трудовой пенсии и предлагаемых изменениях. Так, по результатам социологических опросов, проведенных в июне 2013 года, процент граждан, которые знают о том, как формируется их будущая пенсия, составляет 63,2. При этом более половины из них отметили, что не знают деталей формирования их пенсии и обладают лишь общими представлениями.

Резюмируя все высказанные мнения, Иван Белозерцев поручил в течение трех дней доработать рекомендации «круглого стола» с учетом мнения участников обсуждения. Рабочую группу возглавил заместитель председателя Законодательного Собрания Пензенской области Александр Еремкин.

Таким образом, результатам обсуждения сформирован окончательный вариант предложения.

   Участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации и Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов при доработке и рассмотрении проектов федеральных законов учесть следующие предложения:

1.1. Сохранить ежегодный перерасчет пенсии работающим пенсионерам.
1.2. Сохранить право досрочного выхода на пенсию для отдельных категорий работников бюджетной сферы по действующим в настоящее время условиям назначения пенсии.
1.3. При назначении трудовой пенсии по старости учитывать периоды ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет без ограничения количества таких периодов.
1.4. Засчитывать в страховой стаж, необходимый для расчета страховой пенсии, периоды учебы по очной форме в высших учебных заведениях, аспирантуре, докторантуре, интернатуре, ординатуре. Размер пенсионного коэффициента за указанные периоды определять исходя из средней заработной платы по Российской Федерации.
1.5. Установить, что стоимость одного пенсионного коэффициента утверждается ежегодно федеральным законом, а не Правительством Российской Федерации.
1.6. Засчитывать в страховой стаж, необходимый для расчета страховой пенсии, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», периоды содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и периоды отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке, исходя из размера средней заработной платы по Российской Федерации, а не из минимального размера оплаты труда.
1.7. Предусмотреть дополнительные гарантии работникам и обязанность работодателя на повышение их реальной заработной платы, обратив внимание на повышение части заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы.
Причина. Увеличение максимальной величины фонда оплаты труда, с которого уплачиваются взносы на пенсионное страхование, без увеличения размера заработной платы приведут к снижению пенсионных прав работников.
1.8. Установить специальные условия назначения трудовых пенсий по старости для лиц с низким уровнем оплаты труда.
Причина. При введении предложенных Правительством Российской Федерации условий назначения страховой пенсии по старости: пенсионный возраст (женщины – 55, мужчины – 60 лет), минимальный страховой стаж (15 лет) и минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента (23), исходя из действующих минимального размера оплаты труда (5 205 руб.) и максимального фонда оплаты труда, с которого уплачиваются взносы на пенсионное страхование (568 тыс. руб.), человек не сможет набрать 23 коэффициента за 15 лет работы из-за низкого уровня оплаты труда.
1.9. Отдельно рассмотреть вопрос о назначении страховых пенсий гражданам (индивидуальным предпринимателям), самостоятельно уплачивающим за себя взносы на пенсионное страхование.
Причина. Сохранение действующих тарифов и введение в действие новых условий назначения трудовых пенсий приведет к назначению им минимальной страховой пенсии или к отсутствию прав на назначение страховой пенсии по достижении пенсионного возраста.
1.10. Установить единый коэффициент увеличения страховой пенсии, досрочной пенсии и фиксированной выплаты за каждый год отказа от ее получения после наступления права.
1.11. Предусмотреть дополнительные индивидуальные пенсионные коэффициенты за страховой стаж с 16 до 29 лет для женщин и с 16 до 34 лет для мужчин.
1.12. Установить для женщин и мужчин разный минимальный размер страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости.
Причина. Пенсионный возраст для женщин и мужчин разный – 55 и
60 лет. Проектом федерального закона также предусмотрен разный уровень страхового стажа для женщин и мужчин, свыше которого граждане имеют право на дополнительные индивидуальные пенсионные коэффициенты за страховой стаж (30 лет для женщин и 35 лет для мужчин).
1.13. Рассмотреть предлагаемые преобразования пенсионной системы в совокупности с изменением тарифов взносов на обязательное пенсионное страхование для обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России после вступления в силу новых правил назначения страховых пенсий.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации:

2.1. Разработать курс лекций для студентов учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования о предлагаемых изменениях пенсионного законодательства.
2.2. Разместить в средствах массовой информации основные направления предлагаемых преобразования пенсионного законодательства в форме, понятной для широких слоев населения.

Ссылка для блогов