Пензенские единороссы обсудили грядущие перемены в сфере ЖКХ
Законопроект о введении лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ был внесен в Госдуму и может быть принят депутатами до конца весенней сессии.
Участники встречи отметили, что вопросы ЖКХ сегодня наиболее актуальны. О проблемах говорится много и постоянно, они по-прежнему лидируют в обращениях граждан: это вопросы по переселению из ветхого, а часто фактически аварийного жилья, претензии к неудовлетворительной работе управляющих компаний, недовольство быстрорастущими и неподъемными тарифами поставщиков электроэнергии, тепла и водоснабжения. Участились случаи мошенничеств.
У законопроекта появились как сторонники, так и ярые противники. Противники утверждают, что документ полностью разрушит рынок, поскольку ныне существующие управляющие компании просто не смогут выполнить все необходимые условия. Другие считают, что лицензирование позволит сделать работу управляющих компаний более прозрачной.
В заседании принял участие министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, именно его министерство занималось разработкой данного законопроекта.
Согласно документу, в течение года управляющие компании должны будут получить лицензии, а их сотрудники - сдать квалификационные экзамены. Также важным условиям является и то, что у компании не должно быть задолженности перед ресурсоснабжающими организациями.
В Пензе (в региональной студии) в заседании приняли участие председатель Счетной палаты Пензенской области Михаил Макаров, начальник управления ЖКХ Пензенской области Юрий Ильин, главный государственный жилищный инспектор Пензенской области Ирина Ширшина, и.о. начальника управления цен и тарифов Пензенской области Наталья Клак, член Общественной палаты Пензенской области, член рабочей группы Общественной палаты РФ по общественному контролю в сфере ЖКХ Владимир Лощинин, представители управляющих компаний, старшие по домам.
Годовой объем платежей за услуги ЖКХ в России составляет более 1,5 трлн. рублей. Во время обсуждения Михаил Мень отметил, что лицензирование управляющих компании – наиболее быстро внедряемая форма.
«Закон предусматривает внесение изменений в Жилищный кодекс РФ. Выдаваемая лицензия будет действовать только на той территории, где она выдается. А руководство компании должно будет сдать квалификационный экзамен. Но это не значит, что слесари тоже должны будут сдавать экзамены. Предусматривается и переходный период для компаний. Это значит, что после принятия закона компании будет дано время для оформления всей необходимой документации»,- рассказал министр.
Отозвать лицензию можно будет только по решению суда. Лицензия будет аннулироваться в том случае, если 15% управляемых многоквартирных домов получили по два нарушения в год.
ТСЖ, в управлении которого один дом, будут освобождаться от лицензирования. С ТСЖ, в управлении которого более двух домов, потребуется оформление лицензии.
Главным, по мнению разработчиков, является и то, что управляющая компания должна будет максимально информировать общественность о своей деятельности через Интернет и средства массовой информации.
Важно и то, что будут сформированы два федеральных информационных реестра. Первый - реестр управляющих компаний, получивших лицензии, а также реестр дисквалифицированных руководителей.
Участники обсуждения высказали мнение о том, что законопроект о лицензировании управляющих компаний (УК) должен пройти широкое обсуждение в регионах до принятия.
Член Общественной палаты Пензенской области, член рабочей группы Общественной палаты РФ по общественному контролю в сфере ЖКХ Владимир Лощинин высказал мнение о том, что регулирование в сфере ЖКХ должно быть аккуратным, поскольку эта сфера является жизнеопределяющей.
В настоящее время проект закона опубликован на федеральном сайте министерства строительства и ЖКХ.
Председатель совета старших по домам Октябрьского района Пензы Валерий Арефьев высказал мнение о том, что лицензирование заставит уйти с рынка те компании, которые недобросовестно и некачественно выполняют свою работу: «Лицензирование, на мой взгляд, поможет. Мы регулярно осуществляем мониторинг компаний по нашему району, анализируем отчеты компаний о выполненных работах. Можно сказать, что выполняют они свои обязанности всего лишь на 30 - 40%. Не больше. Думаю, в данной ситуации лицензирование поможет, потому что с управляющих компаний будут жестко спрашивать. Это заставит их работать».
Владимир Лощинин отметил: «Лицензирование нужно вводить, но не сейчас. Это преждевременно. Во-первых, сегодня управляющие компании не имеют четкой законодательной базы, в соответствие с которой они должны работать на рынке, при этом не нарушая интересы собственников. Лицензирование может повлечь волну очередного нарушения интересов, в первую очередь, собственников жилья. Необходимо определить правила игры на рынке, сегодня их пока нет».