Пензенская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Общественная приемная разъясняет: требования к предприятиям общепита в жилых домах

20 июня 2025, 16:26
В региональную общественную приемную партии участились обращения жителей Пензы, обеспокоенных законностью открытия заведений общественного питания на первых этажах жилых домов. Граждане жалуются на дискомфорт, вызванный соседством с кафе, барами, пиццериями и пекарнями. Среди основных проблем – постоянные запахи в подъезде, проникающие в квартиры, шум и громкая музыка в позднее время, а также появление тараканов.

Давайте разберемся в законодательных аспектах. Согласно пункту 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01, организации общественного питания действительно могут располагаться на нежилых этажах жилых зданий.

Однако существуют и серьезные ограничения, направленные на защиту прав жильцов. Ключевое требование: деятельность предприятий общепита не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения и труда граждан.

При размещении кафе и ресторанов в пристроенных, встроено-пристроенных помещениях, на нежилых этажах жилых домов или в общественных зданиях необходимо строго соблюдать гигиенические нормативы по уровню шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей, а также предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Важный момент – режим работы заведений. С 1 июля 2015 года действует пункт 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, утверждающий перечень национальных стандартов и сводов правил, обязательных для соблюдения требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В соответствии с пунктом 4.10 "СНиП 31-01-2003", в подвальных, цокольных, первых и вторых этажах жилых зданий запрещено размещать предприятия и магазины, работающие после 23:00. Таким образом, если кафе или ресторан работает до полуночи или позже, это является нарушением СНиП 31-01-2003.

 Граждане часто интересуются, куда жаловаться, если качество жизни ухудшилось? В первую очередь, жильцам следует обращаться в управляющую компанию, обслуживающую многоквартирный дом. Однако, к сожалению, нередки случаи, когда управляющие компании, по словам жильцов, игнорируют проблемы, не желая конфликтовать с владельцами заведений.

В таком случае необходимо направить жалобу в прокуратуру и Роспотребнадзор. Кроме того, жильцы имеют право обратиться в суд для защиты своих прав.

Общественная приемная