Из 55407 детей, посещающих дошкольные образовательные организации в Пензенской области, 4302 ребенка (7,8 %) являются детьми с ОВЗ и 435 - детьми-инвалидами.
В 2020/2021 учебном году численность детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные организации, увеличилась на 10,4% (в 2019 году – 3855 воспитанников с ОВЗ), а численность детей-инвалидов увеличилась
на 18,6% (в 2019 году – 354 детей-инвалидов).
В 2020/2021 учебном году количество групп комбинированной направленности составляло 28, а компенсирующей направленности – 232, их количество с 2019 года увеличилось на 3% (в 2018 году – 23 групп комбинированной и 230 групп компенсирующей направленности).
Из общей численности обучающихся 3939 (3%) являются обучающимися с ОВЗ, а 1488 (1,1%) имеют статус «ребенка-инвалида».
На уровнях начального, основного и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020/21 учебном году получают образование 2406 обучающихся с ОВЗ, еще 1512 обучающихся получали образование по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что выше аналогичных показателей 2019/20 учебного года (на 10% и 4,6% соответственно).
Инклюзивно в 2020/21 учебном году обучаются 1704 обучающихся с ОВЗ
(из них 356 имеют также статус «ребенка-инвалида») и 471 детей-инвалидов.
Александр Воронков: "Количество специальных коррекционных классов для обучающихся с ОВЗ в 2020/21 учебном году составило 205. В 2020/2021 учебном году в Пензенской области функционируют 4 «ресурсных класса» для детей с расстройством аутистического спектра, где обучаются 25 детей с РАС (МБОУ ЛСТУ № 2 г. Пензы, МБОУ СОШ № 27 г. Пензы, МБОУ СОШ № 50 г. Пензы, МБОУ СОШ № 74 г. Пензы).
Кроме того, в 2020/21 учебном году в системе общего образования функционируют 108 отдельных классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучаются 1132 обучающихся с ОВЗ и 621 детей-инвалидов.
По итогам 2020 года в Пензенской области количество общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов, составляет 69 (22,9 % от их общего количества), дошкольных образовательных организаций – 31 (18,5% от их общего количества)".
Прием на программы среднего профессионального образования лиц с инвалидностью в 2020/21 учебном году составил 86 человек. Всего численность инвалидов, обучающихся в образовательных организациях СПО, составила в 2020 году 279 человек, численность обучающихся с ОВЗ – 118 человек.
Обеспечение доступности осуществляется за счет создания соответствующей инфраструктуры базовых профессиональных образовательных организаций (далее – БПОО) и ресурсных учебно-методических центров (далее – РУМЦ СПО).
Александр Воронков: "В Пензенской области функционирует РУМЦ СПО – ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса».
В центре организована работа «горячей линии» по вопросам профориентации, профдиагностики, профконсультирования и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Пензенская область принимает участие в мероприятиях национального проекта «Образование», посвященных образованию обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, по итогам реализации, которых планируется обновить инфраструктуру в 6 отдельных образовательных организациях. В первую очередь средства направлены на приобретение нового современного оборудования для предмета «Технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей".
В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата «Абилимпикс» и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.