Игорь Руденский: «Нужна консолидация государства, науки, общества»
День российской науки особый. И хотя, может быть, далеко не все про этот праздник знают, тем не менее, именно с этой датой – 8 февраля связаны важные в истории Российского государства преобразования. Именно в этот день, 8 февраля 1724 года, Петр Первый подписал указ об основании Академии Наук и Художеств. Петр Первый, неоднократно посещавший европейские государства, видел, как они, благодаря научным достижениям, стремительно развиваются, и мечтал о том, чтобы «вырастить» и своих отечественных ученых, горных инженеров, специалистов военного дела.
При Академии наук были также открыты университет и гимназия, организована библиотека из многих рукописных книг, приобретенных Петром за границей, и из библиотеки царевича Алексея, Шафирова и других известных людей России.
Понимая, что Российской империи нужны и свои ученые, Петр посылает многих талантливых молодых людей на учебу в европейские страны. Большая работа велась по созданию учебной и школьной литературы. Для школ составлялись учебники арифметики Копиевского, Магницкого, которыми еще долгие годы пользовались последующие поколения. Магницкий с Форварсоном составили «Таблицы логарифмов и синусов». В 1722 году Скорняков-Писарев выпустил книгу «Наука статистическая или механика».
Вышли буквари и грамматика Поликарпова, составленная на основе учебника XVII в, написанного Смотрицким. Составлен был словарь греческого, латинского и славянского языков.
Петр Первый был глубоко убежден, что для укрепления государственных устоев очень важно формировать и свою историческую науку. Поэтому он приказал написать учебник русской истории от начала правления Василия III. Причем, дав такое задание Федору Поликарпову в 1708 году, он обратил внимание на то, что история Российского государства должна опираться на факты, поэтому приказал все «из русских летописцев выбирать и в согласие приводить прилежно».
Я бы еще напомнил такой важный момент, что учиться в Академии могли не только дети из богатых дворянских семей, но и люди низшего сословия. Главное, чтобы они были талантливы и имели тягу к знаниям.
Вклад, который Академия Наук внесла в развитие экономики, новых технологий, математики, физики, медицины в 18-19 веках, трудно переоценить. В это время проводятся глубокие исследования в разных научных областях, создаются музеи, в том числе и знаменитая «Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Закладываются основы многих фундаментальных учений. Петр прекрасно понимал и прикладное значение науки. Чтобы поднимать благосостояние российского народа, надо было развивать торговлю и промышленность. А это было невозможно без научных достижений. Проведя достаточно длительное время на обучении в Европе, Пётр наглядно увидел техническое отставание России от ведущих европейских государств.
Помимо отправки за границу для обучения многим наукам целых партий дворянской молодежи, Петр предпринял организацию специальной инженерной школы в Москве, а в Петербурге была открыта Морская академия. Там же была организована артиллерийская школа.
Одновременно Петр пытался создать кадры и в промышленности, организуя ремесленные школы при крупных предприятиях.
Царь изучил все стороны европейской жизни, в том числе, и техническую. За границей Пётр усвоил основы экономической мысли того времени — меркантилизма. Своё экономическое учение меркантилизм основывал на двух положениях. Первое: каждый народ, чтобы не обеднеть, должен сам производить всё, что ему нужно, не обращаясь к помощи чужого труда, труда других народов. Второе: каждый народ, чтобы богатеть, должен как можно больше вывозить из своей страны произведённую продукцию и как можно меньше импортировать иностранную продукцию. Как видите, этот экономический закон как никогда актуален для нашей страны и сегодня.
Казалось бы простое золотое правило для развития экономики страны: как можно больше производить своей конкурентоспособной продукции и выходить с ней на международные рынки, завоевывая их. Но почему-то мы не пошли по этому пути. Даже тогда, когда административно-командной системе мы предпочли рыночную экономику?
Возможно, как раз в этом все дело. У нас была, действительно, жесткая административно-командная система. И, устав от нее, мы, не задумываясь, бросились в рыночное плавание, надеясь на то, что рынок все сам рассудит и отрегулирует. Но не случилось. Слишком был велик соблазн получить все сразу, продавая энергоресурсы. Ведь чтобы производить свою конкурентоспособную продукцию, надо активно развивать науку и не только прикладную, но и фундаментальную, формировать свои инновационно мыслящие научно-технические кадры, проводить лабораторные испытания новых видов продукции.
Жили по принципу: все купим. Построили примитивную сырьевую экономику и выкопали непроходимую пропасть между мизерными доходами большинства населения и миллиардными капиталами единиц. И вот с этими двумя вызовами пришлось столкнуться нашему руководству страны. Когда «бочка» нефти стоила 100 долларов, то с этими проблемами можно было как-то еще жить. На выполнение социальных обязательств нефтедолларов государству хватало. Но тучные времена закончились, уже не будет такого золотого дождя от нефтяных доходов, и у нас нет другого выхода, кроме того, чтобы привести нашу экономику в более или менее современный вид.
Может ли современная наука помочь Российскому государству в условиях кризиса, стать локомотивом ее развития?
Современная политическая и экономическая ситуация диктует необходимость быстро перестроиться, эффективно используя научно-технический комплекс России, сформировать новые прорывные направления в науке, которые позволят производству не просто пережить кризис, но наконец-то основательно модернизировать его. Вкладывать средства сегодня необходимо именно в те направления, которые быстро поднимут экономику.
Предстоит выбрать производства, которые необходимо с помощью государства систематически поддерживать и вывести на конкурентоспособный уровень. Задача очень сложная! У нас есть производства, которые отвечают современному уровню: это вертолеты, грузовики, энергетическое машиностроение, ракеты-носители, отдельные виды судов. Но они занимают низкую величину в общей экономике, позорно низкий удельный вес. И нам предстоит в течение десятилетия постараться создать такие отрасли, которые могли бы составить хоть 40–50% от нашей структуры экономики.
Я согласен с учеными-экономистами, которые считают, что провести импортозамещение в короткий срок и по всему фронту промышленного ландшафта не удастся. Надо учитывать реалии сегодняшнего дня. Поэтому необходимо защищать наш рынок, прежде всего, в тех отраслях, которые имеют резервы для выхода на мировой конкурентоспособный уровень. Надо сосредоточиться на немногих направлениях, но зато использовать весь арсенал средств, которыми сегодня располагает государство, от научных достижений до финансовых вливаний для того, чтобы вывести на желаемые объемы производство готовых изделий с высокой добавленной стоимостью.
Хотелось бы узнать поподробнее о конкретных предложениях Вашего Комитета.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству внимательно ознакомился с представленным Правительством антикризисным планом и считает, что его надо дополнить.
Первое, что необходимо сделать – это четко определить приоритеты и бюджетные расходы. В антикризисном плане намечено сокращение бюджетных расходов на 10% практически по всем статьям. Надо детально проработать вопрос о том, какие статьи расходов можно и нужно сократить, а по каким, наоборот, увеличить финансирование».
Не следует приступать к реализации новых дорогостоящих проектов, без которых в ближайшее время можно обойтись. Напротив, нужно увеличить финансирование тех инвестиционных проектов, которые уже начаты или находятся в стадии завершения.
Правительство должно также поддержать проекты, направленные на импортозамещение. В первую очередь, это проекты в сельском хозяйстве, производстве лекарств и комплектующих.
Самое пристальное внимание нужно уделить отраслям и направлениям, развитие которых дает мультипликативный эффект. В первую очередь, это жилищное строительство, которое на 70% развивается за счет ипотеки. Необходимо дать данной отрасли доступные кредиты и сохранить доступность ипотеки.
Ни в коем случае мы не должны сворачивать, наоборот, должны активнее развивать строительство объектов инфраструктуры, таких, как высокоскоростная магистраль «Москва-Казань». Кстати, серьезные мегапроекты поддерживают многие ученые. Директор института экономики РАН, член – корреспондент Академии Наук, профессор Руслан Гринберг еще несколько лет назад, когда цены на нефть нас радовали, предлагал строить железные дороги, мощные автобаны, осваивать морские шельфы и развивать массовое жилищное строительство, в том числе жилищную ипотеку с низкой ставкой кредитов. Ведь, действительно, все эти направления максимально используют научные достижения, активно двигают производство, создают мощный мультипликативный эффект в экономике.
Пожалуйста, несколько слов о поддержке малого и среднего бизнеса, без дальнейшего развития которого мы так никогда и не создадим средний класс, который должен составлять больше половины населения страны.
Да, действительно, задача, которую надо решить в ходе реализации антикризисного плана, это поддержка малого и среднего бизнеса. Необходимо сократить количество органов, проверяющих малый бизнес. У нас их более пятидесяти, в развитых странах – не более трех. Поэтому правительству, на наш взгляд, необходимо очертить круг проверяющих малый бизнес и сократить их количество до двух. Первый – для проведения проверок на потребительском рынке, второй – для осуществления контроля в сфере производства и эксплуатации. В структуру этих инстанций должны войти все существующие контрольные органы. Тогда исчезнет проблема дублирования полномочий и избыточного контроля.
Очень важно снизить страховые взносы до 14% для малого бизнеса и ни в коем случае нельзя допускать повышения и введения новых налогов и сборов.
Третья задача – поддержка экспорта. Сегодня многие российские предприятия – экспортеры несырьевого сектора способны конкурировать с иностранными производителями и поставлять продукцию на внешние рынки. Важно их поддержать, не вводить дополнительных экспортных пошлин, когда речь идет об экспорте высокотехнологичной продукции. Федеральной антимонопольной службе необходимо пересмотреть применение методики контроля за ценообразованием от 2014 года в отношении высокотехнологичной продукции. Сейчас эта методика фактически препятствует несырьевому экспорту, вводя огромные оборотные штрафы за поставку продукции за рубеж.
Четвертая и последняя задача – снижение ключевой ставки Банка России. Развитие малого бизнеса, промышленности невозможно при текущей ключевой ставке Банка России в 17%. И хотя сегодня эта ставка снижена до 15 процентов, это все равно мало. При такой высокой процентной ставке экономика в принципе не может полноценно функционировать. И здесь придется искать баланс между стремлением сохранить денежную устойчивость и задачей стимулирования реального сектора экономики с помощью банковских кредитов.
А Ваш взгляд, какой она должна быть?
Думаю, что ее необходимо снизить до уровня запланированной инфляции на 2015 год, то есть до 8%.
Игорь Николаевич, мы начали с Вами наш разговор с того, что роль науки в развитии экономики страны трудно переоценить. Это понимали все правители России-реформаторы. Поэтому Ваши пожелания нашим российским ученым в их праздник.
В День Российской науки хочется от всей души поздравить тех, кто, продолжая славные традиции российской научной школы, вносит свой весомый вклад в дело развития прогресса, кто своим интеллектом, талантом и знаниями помогает развивать экономику страны, кто своими научными достижениями преумножает богатство Российского государства.
Желаю вам, дорогие наши профессора и академики, наше молодое поколение ученых, новых и светлых идей, удивительных открытий на благо человечества и нашего Отечества, творческой созидательной энергии и удачи!