Игорь Руденский: «Действовать надо на упреждение»
01 октября 2015,
15:55

В последние дни наши граждане внимательно следят не только за ситуацией на Украине, но и за тем, как развиваются события в Сирии. О том, что происходит сейчас на мировом политическом пространстве, корреспондент ER.RU поговорил с политиком, депутатом Государственной Думы, членом Президиума Генсовета Партии «Единая Россия» Игорем Руденским.
Игорь Николаевич, все последние дни не только российские, но и международные информационные агентства очень активно обсуждают 70-ю юбилейную Генассамблею ООН и, прежде всего, выступления лидеров трех мировых держав: США, России и Китая. Не сомневаюсь, что Вы, как и многие граждане нашей страны, внимательно следили за тем, как выступили Владимир Путин и Барак Обама, и как отреагировали на их выступления политики, эксперты, СМИ.
Действительно, 70-я Генассамблея ООН, на которую приехали главы 144 государств и почти 9 тысяч дипломатов, состоявшаяся в Нью-Йорке, стала событием историческим.
Президент России Владимир Путин впервые за 10 лет выступил на сессии Генассамблеи. Его речь была яркой, конкретной, убедительной,
по-путински эмоциональной. И тот факт, что очень многие эксперты и политики, в том числе, и американские, положительно оценили речь российского лидера, говорит о том, что выступление Владимира Владимировича Путина произвело на мировое сообщество большее впечатление, чем доклад Обамы.
Во время выступления Владимира Владимировича я обратил внимание на зал. Его очень внимательно слушали. А когда выступал Обама, даже министр иностранных дел США Керри зевал.
То есть, на Ваш взгляд, Обама, несмотря на то, что его речь, в отличие от нашего Президента, длилась в два раза дольше, был предсказуем, а от Путина все-таки ждали конкретных предложений?
Думаю, да. Выступление Обамы многие эксперты уже назвали проповедью. В его речи вновь звучали уже привычные идеологемы, как «свобода», «демократия», «достоинство», и прочие понятия такого рода, за которыми порой ничего не стоит. США вкладывает в них всегда только тот смысл, который их устраивает. А подтекст у любого выступления Обамы всегда один и тот же. «Я, президент самой великой державы, и только мы знаем, как должен быть устроен мир».
Владимир Владимирович, в противоположность Обаме, говорил о вещах строго юридических – о суверенитете, легитимности и международной безопасности. Хотелось бы отметить, что все последние «тронные» речи Обамы были всегда пронизаны критикой России. Степень «опасности» России он приравнял к ИГИЛ и вирусу Эбола.
И в этом выступлении Обама был так же неоригинален, он 13 раз упоминал Россию. Путин произнес название сверхдержавы лишь один раз, где он говорил об истории организации ООН. В контексте актуальной политики США не были упомянуты ни разу. Это красноречивое умолчание можно объяснить правилами международной дипломатии, нежеланием Путина обострять конфликт.
Да, но когда он говорит об экспорте «цветных» революций, и так всем было понятно, какую страну наш Президент имел в виду.
Путин говорит, прежде всего, о соблюдении международного права, о том способе, которым вести дела в мире не следует. Он показывает себя противником именно этого способа действий в других государствах, а не конкретной державы или группы держав.
«Агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ государственные институты, да и сам уклад жизни, были просто бесцеремонно разрушены». Такая фраза прозвучала в его выступлении. Да, действительно, виновный не назван, но, действительно ни у кого нет сомнений в том, что речь идет о США. И с большой горечью прозвучавший вопрос Президента нашей страны: «Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?» – надеюсь, будет правильно понят многими лидерами стран.
Игорь Николаевич, какие, на Ваш взгляд, наиболее острые вопросы поднял в своем выступлении Владимир Владимирович?
Знаете, если говорить коротко, то я бы ответил так. Наш Президент в своем выступлении сказал обо всем, что его тревожит и как лидера нашего государства, и просто как человека. Из разных источников известно, что выступление Владимир Владимирович готовил сам в течение месяца. И это чувствовалось даже по стилистике его речи. Я думаю, многие из нас с гордостью слушали Президента нашей страны.
Ну а если говорить о конкретных вопросах, то, безусловно, он не мог не затронуть тему Украины. К сложившейся ситуации на Украине во многом привело расширение НАТО на Восток. Да, наш Президент признал необходимость сохранения целостности Украины как государства. Но каким образом? Процитирую Путина. "Угрозами, силой оружия целостность Украины не обеспечить. А это нужно сделать. Нужен реальный учет интересов и прав людей на Донбассе, уважение к их выбору, согласование с ними, как это и предусмотрено минскими договоренностями, ключевых элементов политического устройства государства". Как видим, все, что предлагает наш Президент, укладывается в рамки международного права.
Также в своей речи Владимир Путин отметил необходимость объединения усилий для борьбы против террористической группировки "Исламское государство", которая шокирует цивилизованное человечество своей жестокостью.
"Мы предлагаем руководствоваться не амбициями, а общими ценностями и общими интересами. На основе международного права объединить усилия для решения стоящих перед нами новых проблем и создать по-настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию",— заявил Президент.
Особое внимание Путин обратил на опасность «заигрывания» с террористами. Российский лидер отметил, что запрещенная террористическая группировка "Исламское государство" появилась "не на ровном месте". Действительно, мы знаем, что попытки США свергнуть тот или иной, по их мнению, недемократический режим руками оппозиции, вооружив ее, как правило, привело в этих странах к кровавой бойне. Так было в Афганистане, Ираке, Ливии, сейчас это происходит в Сирии. Неудивительно, что вслед за нашим Президентом хочется тысячекратно повторить: «Вы хоть понимаете, что натворили?» По сути дела, все выступление Путина пронизано призывом объединить усилия всех стран для борьбы с ИГИЛ.
На мой взгляд, важно и то, что в своем выступлении Путин поднял темы не только международной безопасности, консолидации усилий всех стран в борьбе с терроризмом, с ИГИЛ, но и другие важнейшие вопросы мирового сообщества. Такие, как необходимость соблюдения всеми странами принципов ВТО. Путин подчеркнул, что односторонние принимаемые рядом страны санкции идут в обход Устава ООН и служат способом устранения конкурентов на мировом рынке.
В своей речи Путин уделил внимание и такой масштабной проблеме, как глобальное изменение климата. По словам Президента, Россия заинтересована в результативности Климатической конференции ООН, которая состоится в декабре в Париже.
Он также подчеркнул, что сейчас нужны качественно иные подходы, речь должна идти о внедрении принципиально новых, природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а сосуществуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между техносферой и биосферой.
Путин предложил создать под эгидой ООН специальный форум, на котором комплексно посмотреть на проблемы, связанные с исчерпанием природных ресурсов, разрушением среды обитания, изменением климата. Россия готова выступить одним из организаторов такого форума.
Игорь Николаевич, как мы знаем, за выступлением Путина на ассамблее ООН последовала его встреча с Бараком Обамой. Комментируя свою встречу с президентом США, Путин сказал, что она была «очень полезной и откровенной». Можно ли считать, что выступление Владимира Путина и его встреча с Бараком Обамой способствовали тому, что США несколько смягчили позицию Вашингтона. Теперь они уже не настаивают на немедленной отставке Асада, а согласны на его постепенный и «управляемый» уход. И наконец-то найден полноценный компромисс по сирийскому вопросу.
Думаю, до взвешенного и серьезного компромисса ещё далеко. Но то, что в Нью-Йорке наш Президент совершил очередной прорыв в политической дипломатии и в объединении всех здравомыслящих сил мира в борьбе с терроризмом, это очевидно. Думаю, что единомышленников в других странах у нас, благодаря последним событиям, прибавилось.
То, что для борьбы с группировкой "Исламское государство" будут использованы Вооруженные силы России - это не сиюминутное решение нашего государства. Согласие на это Владимиру Путину 30 сентября дал Совет Федерации, на котором все члены Совета проголосовали единогласно.
Причем речь идёт исключительно о воздушной операции и участии российской авиации, которая уже наносит удары по позициям боевиков, оказывая помощь сирийским правительственным войскам. Всё это делается в соответствии с нормами международного права, по просьбе президента Сирии Башара Асада. И мандат на применение наших ВВС за рубежом - не бессрочный. И мы, единственная страна, воздушные силы которой действуют в Сирии в соответствии со всеми нормами международного права.
Я бы особенно хотел подчеркнуть, что в Сирии мы боремся не только с ИГИЛ, с международным терроризмом, мы, прежде всего, защищаем безопасность своего государства. Действовать, как говорит наш Президент, надо на упреждение, а не тогда, когда полчища террористов хлынут в нашу страну.