Документ дня: Любой коррупционер — это вор
На прошлой неделе российские губернаторы и мэры приняли участие в очередном семинаре-совещании «Современная экономическая и политическая повестка. Лучшие региональные практики». Перед собравшимися выступил руководитель администрации Президента России Сергей Иванов.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Федеральные, региональные и муниципальные органы власти — это, конечно, важнейшие опоры нашего государства, которые обеспечивают устойчивое социально-экономическое развитие России. И нужно добиваться, чтобы все они действовали, как единая слаженная команда. Чтобы наша общая работа была открытой, прозрачной и согласованной. И главным результатом этой работы, конечно, становится рост благосостояния граждан. И, конечно, в достижении этой цели необходимо активно сотрудничать с институтами гражданского общества. Подключать их к обсуждению и решению всех ключевых вопросов, касающихся повседневной жизни людей. Мы уже давно убедились, что это естественные и заинтересованные партнеры власти в решении вопросов развития страны.
Уважаемые коллеги! Очевидно, что вызовы, с которыми сегодня сталкивается Россия, требуют от нас более эффективного уровня работы по всем направлениям. Мы не можем позволить себе расслабленности и безынициативности, упования на то, что все как-нибудь само собой рассосется. Не рассосется. Общество ждет решительных и результативных действий. В том числе, по искоренению всего того, что деморализует и ослабляет власть. А это — безответственность, некомпетентность, бюрократическая волокита, привычка плыть по течению и отделываться формальными отчетами. И конечно, прямую угрозу безопасности и национальному суверенитету страны несет коррупция. Именно на коррупции я сегодня чуть более подробно остановлюсь.
Коррупция крадет у всех нас ресурсы для развития. Она снижает эффективность госуправления, тормозит развитие экономики, деформирует общественные отношения. Президент России не раз подчеркивал, что от успехов в борьбе с коррупцией во многом зависит доверие людей к власти, то есть, к нам с вами. Безусловно, за последние годы в этой сфере есть определенные достижения. Это касается и совершенствования антикоррупционного законодательства, и конкретных практических мер, выбивающих почву из-под ног взяточников и казнокрадов. Увеличилось число осужденных за преступления коррупционной направленности — это факт. В регионах также накоплен опыт и эффективные управленческие практики. Убежден, их необходимо активно и широко распространять.
Важно, что результаты антикоррупционной работы видят и позитивно оценивают наши граждане. По самым свежим январским данным фонда «Общественное мнение», число россиян, считающих уровень коррупции в стране «высоким», несколько снизилось — с 84 до 66 процентов. Это данные в сравнении март 2013-го — декабрь 2014 года. А «низким» уровень коррупции считали в марте 2013 года 12 процентов опрошенных, сейчас — 20 процентов. Но я этими цифрами не обольщаюсь, и вас призываю к тому же. Это впервые наметилась только тенденция, и не более того. Потому что даже сейчас, 66 процентов граждан считают уровень коррупции «высоким», что говорит само за себя.
Конечно, предстоит сделать еще очень и очень много. Вы все знаете, что в Национальном плане по противодействию коррупции на 2014-2015 годы главой государства поставлен целый ряд приоритетных задач. И адресованы они, в том числе, вам — высшим должностным лицам субъектов Федерации.
Необходимо, во-первых, не просто сохранять взятый темп. Речь идет о кардинальном повышении всей антикоррупционной работы. Мы должны продолжать действовать системно. Прежде всего, повысить и, возможно, еще более ужесточить требования к государственным и муниципальным служащим.
Нужно признать, в последнее время мы стали свидетелями ряда вопиющих случаев коррупции в различных сферах экономики — тут можно здравоохранение, космос назвать. Об этом пишут газеты, об этом говорит телевидение, все вы об этом знаете. Думаю, вы можете согласиться с тем, что эти преступления могли иметь тяжелейшие последствия для наших граждан, для экономики и безопасности страны. Повторю, это просто вопиющие случаи коррупции, когда из-за жажды наживы взяточники и казнокрады ставят под угрозу жизнь и здоровье людей.
Однако, больший общественный резонанс вызывают и другие факты, когда речь идет не только о нарушении закона как такового, но и об элементарных нормах порядочности и моральной чистоплотности. Например, когда губернатор размещает свою семью в областном доме приемов. Это само по себе привлекает внимание и вызывает соответствующие оценки. А когда выясняется, что проживание семьи в этом доме приемов оплачивается из областного бюджета, это уже вызывает искреннее негодование граждан. Ну, этот губернатор — уже не губернатор сегодня.
СМИ регулярно будоражит информация о проведении чиновниками дорогостоящих ремонтов своих кабинетов и покупке необоснованно дорогих служебных автомобилей. Все это весьма негативно воспринимается обществом и трактуется как проявление коррупции.
Установлен случай, когда другой губернатор (тоже уже бывший) заключил госконтракт на крупную сумму с коммерческой организацией, которую возглавлял его сын. Неоднократно выявлялись факты заключения договоров на строительство, ремонт зданий и дорог с близкими родственниками глав органов местного самоуправления.
Считаю, нам необходимо полностью исключить практику закупок для государственных и муниципальных нужд у аффилированных с властью структур. В том числе, у родственников, друзей и других приближенных к власти лиц. Прекратить бездумно тратить бюджетные средства на обеспечение необоснованного личного комфорта. Словом, государственным служащим всех рангов нельзя барствовать. Нужно подавать личный пример безупречного поведения и скромности. В этом залог доверия со стороны людей. А общественное доверие — это мощнейший, действенный ресурс развития муниципалитета, района, города, поселка, региона и, конечно, страны в целом.
Подчеркну, надо делать ставку не только на правоохранительные методы работы. Необходимо формировать общественное неприятие коррупции, понимание того, что за любые коррупционные правонарушения неизбежно и неотвратимо последует наказание. Неотвратимость наказания — это, пожалуй, самое главное.
К сожалению, сегодня наибольшее внимание уделяется уже выявленным фактам коррупции. Демонстрируются по телевидению задержания, обсуждаются увольнения нечистых на руку чиновников. Однако такая информация порой только подогревает негативные настроения. Дескать, одного поймали, а остальные продолжают воровать. А то и просто только говорят, что наказывают мелкую сошку. Конечно, положение здесь нужно менять. В общественном сознании должно укрепиться понимание того, что любой коррупционер, вне зависимости от должности — это вор. Для его выявления, какую бы должность он не занимал, полноценно и системно работают все созданные государственные механизмы противодействия коррупции.
В формировании данного подхода большую роль должны играть региональные общественные и просветительские институты. И задача руководителей регионов — правильно организовать такую работу. Сейчас реализуется комплексная система антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей для служащих в органах власти всех уровней. При этом высшие должностные лица субъектов Федерации несут особую ответственность и по соблюдению этих требований, и по обеспечению условий их выполнения своими подчиненными — государственными и муниципальными служащими.
Напомню, что с 1 января этого года начали действовать отдельные новеллы законодательства в области противодействия коррупции. Они касаются не только новой формы справки о доходах. Теперь сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера должны предоставлять граждане, претендующие на замещение любой должности в госслужбе.
На всех госслужащих, участвующих в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности распространен запрет открывать и иметь счета в иностранных банках, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Кого конкретно это затрагивает, будет определено в самое ближайшее время, потому что проект соответствующего указа Президента уже на выходе. Кроме того, вступивший в силу федеральный закон уточняет порядок взысканий в виде выговора и предупреждения для различных категорий госслужащих.
Основным органом в обеспечении соблюдения названных требований являются подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которые должны сформированы во всех субъектах Федерации. Во многих регионах такие подразделения уже действуют, действуют вполне нормально и эффективно и представляют собой весьма профессиональный и хорошо укомплектованный отряд антикоррупционных работников общей численностью, по всем регионам, 37 тысяч человек. Причем более половины из них (54 процента) имеют опыт работы свыше трех лет.
По статистике, только за первое полугодие 2014 года антикоррупционными подразделениями на федеральном и региональном уровне проведено 120 тысяч проверок. По их результатам, к различным видам ответственности привлечено около 5 тысяч служащих. Число уволенных «в связи с утратой доверия» приблизилось к двум сотням. Почти триста граждан получили отказ в приеме на госслужбу.
Подчеркну, организация работы антикоррупционных подразделений — это обязанность глав субъектов Федерации, которые несут персональную ответственность за их состояние, а также руководителей этих подразделений. Прошу подходить к поставленным задачам максимально ответственно и серьезно.
В качестве положительного примера можно привести Саратовскую область. Там сформированы достаточно эффективные антикоррупционные подразделения.
Но, к сожалению, это далеко не везде так. Например, в Ярославской области после проверки, проведенной администрацией президента, начальник антикоррупционного подразделения и ряд других должностных лиц сами лишились своих должностей. При том выяснилось, что руководство региона практически не уделяло внимания этой работе. В текущем году подобные проверки пройдут в Липецкой области и Якутии. Заранее об этом говорю открыто руководителям этих регионов, потому что эти проверки открыты и публичны, и их результаты обязательно будут обнародованы.
Теперь тезисно о других приоритетных задачах, которые нам придется решать в ближайшей перспективе.
Первое. Главы регионов, как я уже сказал, лично отвечают за состояние антикоррупционной работы на своей территории. Такое поручение Президент уже дал в октябре 2013 года на Совете по противодействию коррупции. Для реализации этого требования следует нормативно закрепить за собой полномочия. Напоминаю об этом — кто этого не сделал, прошу сделать.
Второе. Необходимо обеспечить координацию антикоррупционной работы органов власти всех уровней в регионе. А также их взаимодействие в этой сфере с органами местного самоуправления, коммерческими и общественными организациями. Как показывает практика, единых подходов здесь до сих пор нет. К примеру, в одних регионах эта функция возложена на специализированные антикоррупционные подразделения, а в других вообще пренебрегают организацией данной деятельности. Зачастую к нам, в администрацию президента, поступают доклады о том, что необходимые меры приняты, однако при проверках, о чем я уже говорил на примере Ярославской области, оказывается, что все это не соответствует действительности.
Третье. Более обстоятельно и ответственно необходимо подойти к предстоящей декларационной кампании. Предоставление сведений о доходах, расходах, имуществе — это важная антикоррупционная мера, которая дисциплинирует государственных и муниципальных служащих. Она призвана подвигнуть человека к тому, чтобы постоянно соотносить свое поведение с требованием закона, помнить о том, что попытка утаить какие-либо факты неизбежно будет вскрыты, станут достоянием компетентных органов и общественности и приведут в конечном счете к потере репутации.
Отмечу, что в 2014 году почти половина (47 процентов) деклараций, представленных высшими должностными лицами субъектов Федерации, содержали ошибки и несоответствия. Были выявлены также и нарушения требований антикоррупционного законодательства, в том числе связанные с непредоставлением сведений о зарубежной недвижимости. По результатам проверок, проведенных администрацией президента, главой государства было принято решение об отстранении глав Новосибирской и Брянской областей от должности в связи с утратой доверия. Кроме того, из-за неправильного декларирования доходов вынужден был уйти в отставку Волгоградский губернатор.
Четвертое. Представление сведений о доходах и расходах лицами, замещающими муниципальные должности. Такая работа должна быть обеспечена главами регионов и осуществляться антикоррупционными подразделениями субъектов Федерации. Хороший пример здесь показывает Подмосковье, где за губернатором закреплено право принимать решение о проверке расходов глав муниципальных образований.
На практике нередки случаи, когда руководители муниципальных органов не соблюдают антикоррупционные стандарты. Вообще больше всего у нас проблем не на верхнем уровне, а на уровне муниципалитетов. Там зачастую, скажу прямо, еще творится беспредел. Не все из глав муниципальных образований предоставляют и публикуют сведения о доходах и отчитываются о расходах. Некоторые открыто допускают конфликт интересов. При этом руководство ряда субъектов Федерации эти нарушения словно не замечает. А вопрос об отставке глав муниципалитетов в связи с такими нарушениями даже не поднимается, хотя такое право у вас есть, и им вполне можно и нужно пользоваться.
Пятое. Более эффективно должна быть построена работа по выявлению и пресечению конфликта интересов. А также работа по привлечению служащих к реальной ответственности, соразмерной допущенным нарушениям. Когда в СМИ публикуются статьи о возникновении у тех или иных чиновников конфликта интересов, по каждому такому случаю нужно разбираться и принимать меры. Следует также активнее распространять практику уведомления госслужащими о том, что им предлагают взятки или участие в коррупционных схемах.
За первое полугодие 2014 года число дел, возбужденных в связи с поступлением таких обращений, резко возросло и превысило полторы тысячи. По результатам таких проверок, более 700 человек привлечены к ответственности. Однако количество таких уведомлений в регионах, и особенно муниципалитетах, мизерное — всего 59 случаев из общего количества 3197. Нужно обратить на это внимание, вести активную кадровую политику и при необходимости, грамотно ротировать управленцев.
Шестое. Это проблема подарков госслужащим. В прошлом году правительство подготовило соответствующую нормативную базу. Были определены процедуры уведомления о подарках, их оценке и сдаче. Все предлагаемые регламенты, конечно, очень сложны. Скажу откровенно, самый простой способ избежать проблем по этому поводу — это не получать подарков на госслужбе, особенно от юридических лиц. Такие случаи, кстати, согласно статье 15 конвенции ООН против коррупции, могут рассматриваться как подкуп. Прошу это иметь ввиду.
Понятно, что порой не принять подарок просто невозможно — это международные, протокольные мероприятия. Но в таких случаях проще всего потом эти подарки сдавать. Этого требует закон.
Уважаемые коллеги! В борьбе с коррупцией нельзя полагаться только на меры, предпринимаемые государством. Я уже отмечал, что мы надеемся на активное участие в проведении антикоррупционной политики гражданского общества. К сожалению, такое взаимодействие пока организовано ни шатко, ни валко. Стоит отметить, что даже количество антикоррупционных мероприятий, проведенных по инициативе общественников, крайне мало. Однако у нас появляются и положительные примеры. Приведу пример Нижегородской области, где к участию в межведомственных антикоррупционных советах широко привлекаются социально ориентированные некоммерческие организации. В Москве также разработаны антикоррупционные образовательные программы.
Еще одна проблема заключается в том, что только чуть более четверти (а конкретно — 26 процентов граждан) в регионах проинформированы о принимаемых мерах по противодействию коррупции. То есть у нас большинство даже не знает о принятых недавно антикоррупционных законах и тому подобных мерах. Более 70 процентов граждан не знают об организациях, занимающихся антикоррупционной работой. При этом большинство людей добровольно готовы участвовать в антикоррупционной деятельности. Нужно только создать для этого условия: в том числе, создать «горячие» телефонные линии, электронные адреса в сети интернет, по которым можно заявлять о фактах коррупции.
Кстати, по сравнению с 2013 годом, объем антикоррупционных материалов на сайтах министерств, ведомств и региональных органов власти вырос почти в три раза. Сегодня этим материалы доступны и гражданами, и служат источником информации для СМИ. В этой связи отмечу, что более 70 процентов от всех публикуемых в СМИ материалов и выступлений антикоррупционной направленности базируются на материалах самих антикоррупционных ведомств и их структурных подразделений.
Нужно и дальше вести линию на такую открытость, выстраивать диалог с гражданским обществом, с людьми. Это важнейшая опора для эффективной антикоррупционной политики, реализация которой полностью зависит от нас с вами».